МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

          Чтобы прочесть книгу, надо знать как минимум азбуку. Чтобы читать книгу мировой культуры,
          необходимо знать смысл тех или иных символов, имен, сюжетов. Персонажи античной и
          библейской мифологии для нас, европейцев, - та же азбука. Не зная ее, невозможно прочитать
          по-настоящему ни Данте, ни Шекспира, ни Пушкина, ни Мандельштама. Античные и
          библейские образы глубоко укоренились в нашем сознании и стали источником творчества
          не только для поэтов и художников, но и для ученых, исследователей целого ряда областей -
          от астрономии до медицины. Знания, заложенные в бесхитростных древних легендах и
          мифах, оказались универсальными.

          Многие поколения европейской интеллигенции воспитывались на произведениях древних
          авторов, в стихии двух мифологических систем. Одни зубрили трудные греческие и еврейские
          имена, другие вдохновенно разыгрывали сцены великих битв Троянской войны, но, так или
          иначе, уже школяры узнавали буквы, из которых складывались великие произведения
          европейского искусства и литературы. Имена Актеона и Минервы, Саломеи и Есфири,
          Иуды и Лазаря вызывали в памяти вполне определенные образы и ассоциации.

          Для современного же человека - и, увы, не только школьника! - произведения классики
          зачастую оказываются ребусом, который надо разгадывать с помощью сносок, ссылок и
          примечаний. Прекрасный дворец, наполненный сокровищами мудрости и фантазии, заперт
          для него на замок. И право же, стоит потрудиться, постигая забытый язык древности в
          поисках волшебного слова "Сезам", которое откроет нам путь в сокровищницу.

          Надо признать, что за последние годы в нашей стране возрождается интерес к классике.
          Новая роль церкви в обществе способствует популяризации библейских и евангельских
          сюжетов. Попытки воссоздать утраченные было связи с домом европейской культуры
          заставляют обращаться к античной мифологии и ученых, и литераторов, и режиссеров, и
          педагогов. Переиздаются сборники древних мифов, их переложения, переводятся труды
          европейских исследователей, пишутся пересказы мифологических сюжетов для детей и
          романы для взрослых.

          В статьях, посвященных античной мифологии, читателя может озадачить количество вариантов,
          версий того или иного предания, иногда существенно различающихся между собой. Дело в
          том, что, в отличие от библейской, античная культура не оставила нам своего "священного
          писания" - книги, где были бы собраны канонизированные, то есть признанные единственно
          верными, изложения мифов. В какой-то степени эту роль взяли на себя произведения Гомера,
          Гесиода, афинских трагиков - Эсхила, Софокла и Еврипида, труды Овидия, Плутарха и других
          знаменитых писателей древности. Большинство мифов мы знаем именно в их интерпретации.
          Но другие авторы излагали эти же мифы по-своему, основываясь, по-видимому, на каких-то
          других, не дошедших до нас, источниках. Будучи менее популярными, эти параллельные
          версии тем не менее дополняют и обогащают общеизвестные сюжеты красками и подробностями,
          любопытными для читателя и драгоценными для исследователя.

         

          Правда, такое равноправие версий, отсутствие четкого канона имеет и свои неудобства -
          это может вести к нарушению строгой хронологии и курьезным "открытиям". Например,
          в мифе о рождении Афины, по одной версии, богине помогает появиться на свет Гефест,
          раскроивший Зевсу голову топором, по другой же - Гефест был рожден Герой уже после этого
          события, именно в отместку за то, что Зевс породил Афину. В одних источниках сказано, что
          вся Троянская война длилась десять лет, в других же ее начало отсчитывается со дня первого,
          неудачного похода греков к берегам Мизии, после которого прошло еще восемь лет до
          вторжения в Троаду, - в этом случае получается, что юноше, "почти ребенку", Телемаху к
          моменту возвращения Одиссея исполнилось никак не меньше двадцати восьми лет!..

          Существуют расхождения не только в сюжетах, но и в трактовке, интерпретации тех или иных
          образов. Очень различаются между собой Прометей у Эсхила - герой, самоотверженно
          принесший себя в жертву людям, и Прометей у Гесиода - лукавый обманщик, пытающийся
          досадить верховному владыке Зевсу. Мудрый и многострадальный у Гомера, Одиссей в
          произведениях других авторов предстает низким лгуном, не гнушающимся самыми коварными
          измышлениями. Благородный и простодушный Неоптолем, описанный Софоклом в одной
          из трагедий, оказывается кровожадным и бесчеловечным разрушителем Трои, а отважный
          и справедливый Тесей - неверным возлюбленным, бросившим свою Ариадну на пустынном
          берегу острова. Но эти же противоречия античной мифологии создают неоднозначность,
          богатство образов и являются одной из причин столь долгой жизни мифа в традиции
          нашей культуры.

          Сказанное относится в основном к сюжетам и образам древнегреческих мифов. Римская
          мифологическая система отличается меньшим своеобразием. Древнейшие местные культы -
          этрусские и италийские, - переплетясь с греческими преданиями и легендами, образовали
          пантеон богов, во многом копирующих уже известные божества Эллады. Немногие
          оригинальные римские легенды не отмечены той фантазией, по-детски безудержной и в то же
          время простодушной, что присуща греческим сказаниям. Возводя свое происхождение к
          героям древней Трои, заимствуя их богов, их легенды, латинские авторы в то же время
          доносят до нас неповторимый характер своего народа - римскую доблесть, римский
          рационализм, римское, никому более не свойственное, искусство управлять другими племенами
          и народностями.

          Римляне же сохранили для нас и многие памятники греческой культуры - некоторые
          скульптуры дошли до нас только в римских копиях, а иные легенды - лишь в "Метаморфозах"
          Овидия. Латынь была распространена в средневековой Европе, и поэтому античные боги
          более известны под своими латинскими именами - вспомните полотна знаменитых живописцев,
          изображающие римских богов Марса, Минерву, Цереру, Венеру, Вулкана, Юпитера (при
          этом имена героев и героинь остались греческими: Персей, Даная, Елена, Гектор, Андромеда,
          Ясон, Эдип и др.). Нередко смешиваясь, переплетаясь, обрастая новыми подробностями
          и продолжениями, эти мифы образуют единый и неповторимый мир античности, подчиненный
          своим законам гармонии и этики, то есть своим понятиям о красоте и справедливости.

Сайт управляется системой uCoz