ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

            Век высшего расцвета скульптуры в период классики был и веком расцвета греческой
            живописи. Именно к этому времени относится замечательное живописное новшество,
            утраченное впоследствии и как бы заново открытое, возрожденное лишь в эпоху великих
            итальянских мастеров — эпоху Возрождения: искусство светотени. Первым включил в свою
            палитру полутона Аполлодор Афинский, за что получил прозвище Тенеписец. Введение
            светотени имело для развития реалистической живописи огромное значение.

            Кроме Апполодора Тенеписца известны и другие живописцы: Зевкеис, Паррасий, Тиманф.
            Их творчество отмечено эмоциональностью, реализмом. Однако монументальная живопись
            не получила такого масштабного развития, как вазопись.

                                   

            Керамические изделия покрывались орнаментальными и сюжетными росписями. С
            течением времени менялся и стиль росписей. Ранняя керамика отмечена так называемым
            черно-фигурным стилем — черные изображения на красном фоне. Позже появился
            краснофнгурный, или чернолаковый, стиль, когда черным лаком покрывался фон между
            росписями, которые на этом фоне контурно выступали, сохраняя тон основного материала —
            обожженной красной глины. Рисунок на вазах носил графический, плоскостной характер.

            Наиболее распространенными формами ваз были: амфора (для хранения вина и масла) —
            изящный сосуд с округлой емкостью, высокой горловиной и двумя ручками; кратер
            (в нем к столу подавалось вино) — сосуд с емкостью в форме перевернутого колокола и
            двумя ручками в нижней его части; килик — сосуд для питья вина в виде плоской чаши
            на высокой ножке; гидрия (для хранения воды) — высокий сосуд с тремя ручками.

            Античные вазы помимо своих художественных и утилитарных функций со временем
            приобрели еще одно значение — историко-документальное, так как изображения на них
            расширяют и уточняют наши представления о греческом искусстве, интерьерах, быте,
            костюмах людей той эпохи, об особенностях мифологического видения мира.

            В архитектуре и в произведениях прикладного искусства Древней Греции видное место
            занимает орнамент. Как и все греческое искусство, он эволюционировал. Первоначально
            в нем преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны), но в
            классический период они вытесняются сюжетами, взятыми из жизни окружающей,
            природы или геометрическими. Греки обнаруживали исключительное чувство меры и
            изобретательность в прорисовке различных декоративных элементов и деталей, применяя их
            в разнообразных вариациях, сочетаниях и ритмах, используя стилизацию. Постоянно меняя
            соотношения между ними, они добивались неповторимости произведений искусства.

                                               

            Греческая живопись в подлинниках также почти не сохранилась. Большое значение имеют
            фрески позднеэллинистического характера (воспроизводящие иногда более ранние
            образцы), сохранившиеся в раскопанных из-под засыпавшего их пепла и лавы римских
            городах Помпеях и Геркулануме, а также некоторые фрески, найденные в развалинах
            древнего Рима, в Болгарии, на юге СССР и в ряде других мест. До некоторой степени
            представление о монументальной живописи Древней Греции могут дать изображения
            на греческих вазах. Но греческие вазы, прекрасные по форме и украшенные росписью,
            удивительной как по своему реализму, так и по тонкому чувству формы сосуда, дошедшие
            до нас в большом количестве, сами по себе представляют высочайшую художественную
            ценность.

            Изображения на греческих монетах, маленькие статуэтки, ювелирные изделия, также
            художественно ценные сами по себе, часто интересны и тем, что сохраняют нам более или
            менее приблизительные копии несохранившихся памятников монументального греческого
            искусства.

            Большое значение при изучении греческого искусства имеют также письменные свидетельства
            древних авторов, описания памятников искусства и упоминания о них в древнегреческих
            и древнеримских литературных произведениях, стихах, философских трактатах и т. п.
            Наибольшее значение в качестве источников истории греческого искусства имеют
            «Описание Эллады Павсания, «Естественная история» Плиния, «Картины» Филостратов,
            старшего и младшего, «Описание статуй» Калли-страта, «Десять книг об архитектуре»
            Витрувия.

                                               
Сайт управляется системой uCoz